Картина - Обнаженная маха
Год создания - 1795-1800.
Холст, масло. 98x191см
Музей Прадо, Мадрид
В образе махи - испанской горожанки XVIII—XIX веков, художник вопреки строгим академическим канонам воплотил тип притягательной, естественной красоты. Маха - женщина, смысл жизни которой - любовь. Обольстительные, темпераментные махи олицетворяли испанское понимание привлекательности.
Гойя создал образ новой Венеры современного ему общества, мастерски показав молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.
Молодая женщина изображена на темном фоне, поэтому все внимание зрителя привлечено к вызывающей обнаженности ее шелковистой кожи, которая становится, по сути, главной и единственной темой картины.
По выражению французского писателя и историка искусства Андре Мальро, эта работа «не столько сладострастная, сколько эротическая, поэтому не может оставить равнодушным любого мало-мальски чувственного человека».
Картина была создана по заказу Мануэля Годоя, первого министра Испании, фаворита королевы Марии Луизы, супруги Карла IV. Долгое время он прятал ее у себя в кабинете. В пару ей была также написано второе полотно - Маха одетая, которую Годой вешал поверх Обнаженной.
Очевидно, кто-то из шокированных гостей донес на сластолюбца, и 1813 году инквизиция конфисковала у Годоя обе картины, попутно обвинив Гойю в безнравственности и потребовав у художника немедленно выдать имя позировавшей ему модели. Гойя, несмотря ни на какие угрозы наотрез отказался называть имя этой женщины.
С легкой руки писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя, или Тяжкий путь познания», по миру пошла гулять легенда о том, что обнаженная маха — это Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба, с которой у художника якобы была любовная связь.
В 1945 году, с целью опровержения этой версии, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции не совпадают с пропорциями Махи, но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось.
В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя.